Он прожил 92 года и перед смертью в 2020-ом сам написал свой некролог,
в котором обратился к своим друзьям - близким и далёким, и к своей жене
с которой прожил в согласии 70(!!!) лет с последними словами Любви...
"Благодаря тебе я узнал о невероятной Любви, которая держала нас вместе.
Мне жаль, что я покидаю тебя. Больнее всего для меня сказать "прощай" именно тебе..."
6 июля - День Памяти композитора Эннио МОРРИКОНЕ!🔥
Он написал музыку к огромному количеству фильмов, сотрудничая с самыми известными кинорежиссёрами современности...
Мелодии рождались так легко, что его называли "Моцартом киномузыки"!
А он шокировал всех заявлением, что совсем не верит во вдохновение, и вся его Музыка - только результат его многолетней работы...
В его музыке можно было услышать и джазовые импровизации, и итальянские народные мелодии, и авангард, и даже рок-н-ролл…
Но она никогда не была простым сопровождением к фильму, этаким музыкальным дополнением, заполнением пустот, заставкой!
Его Музыка - и участник сюжета, и музыкальный голос за кадром:
авторский голос, несущий главную идею фильма: идею, рассказанную интернациональным и общечеловеческим музыкальным языком.
ОТРЫВКИ ИЗ ИНТЕРВЬЮ, ДАННЫХ ЭННИО МОРИКОНЕ РОССИЙСКИМ ЖУРНАЛИСТАМ В 2010 ГОДУ:
— Вы сочинили столько замечательной музыки к фильмам:
«Однажды в Америке», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой».
А бывало, что создав очередную гениальную композицию, Вы боялись, что что-то более гениальное уже не сочините?
"Спасибо. Вы очень оптимистично смотрите на мое творчество.
Признаюсь, я более самокритичен и никогда не задумывался насколько гениальна моя музыка. Вообще, всю мою жизнь можно было бы назвать словом «после». Я всегда думаю, что напишу после. Мне до сих пор кажется, что самую свою гениальную музыку, я еще не сочинил. Мне 82 года, а я все еще верю, что мой звездный час не настал, но мне приятно, что у моей музыки столько поклонников. Хотя, никогда не думал, что темы из фильмов Однажды в Америке» или «Профессионал» станут настолько популярны.
Век живи — век удивляйся".
— Эннио, Вы смелый человек - однажды решили сыграть в шахматы с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым, каким счетом закончилась партия?
"Я не собирался с ними играть, но не устоял. Они приехали в Рим с целью пропаганды шахмат и пригласили меня на игру. Это был сеанс одновременной игры. Конечно я проиграл. Но проиграл с легкостью. Сегодня я часто шучу, что не могу умереть, пока не отыграюсь.
Я давно увлекаюсь шахматами. Эта игра хорошо развивает мозг.
Я искренне восхищаюсь советскими чемпионами".
— Да, таким шахматистам не обидно проиграть.
Вы дружите не только с русскими шахматистами, но и являетесь поклонником русской культуры, даже согласились поработать с Хотиненко, над фильмом «72 метра».
"Да. Хотиненко позвонил мне и попросил написать музыку к его фильму. «72 метра» — прекрасный фильм, он очень трогательно рассказывает о трагедии пережитой русскими моряками-подводниками. Мне понравился подход Хотиненко к этому материалу и финал не лишенный оптимизма.
Я люблю когда у зрителей остается надежда".
— Однако, в спасительную силу музыки Вы не верите. Что же тогда спасет наш мир?
"Я думаю, что мир уже ничего не спасет. Может быть любовь, и то вряд ли. Музыка может утешить, особенно людей с чувствительной душой, которые еще не разучились чувствовать, сострадать, переживать, не стали циниками".
- Вы пишете не просто музыку для фильма - Вы создаете его музыкальную драматургию, и она во многом определяет строй картины, ее ритм, ее атмосферу. Как это происходит? Вы что, смотрите уже снятый материал?
Или бывает так, что фильм снимается и монтируется с учетом уже существующей музыки?
"Здесь возможны разные подходы. Иногда я прежде читаю сценарий и, прочитав, сам что-то предлагаю режиссеру. Иногда после просмотра уже отснятого материала мы долго разговариваем с режиссером, и, если он принимает мои идеи, я сажусь за окончательную доработку музыки".
- Как складывается Ваш рабочий день?
"Я встаю чрезвычайно рано - в половине пятого утра. После умывания сорок минут гимнастики. Потом сорокаминутная прогулка по квартире.
Потом выхожу в город, покупаю свежие газеты и читаю их, пока не проснется жена. Мы завтракаем: кофе без кофеина, булки, печенье.
Потом дочитываю газеты и с половины девятого утра я уже работаю. Разумеется, чтобы встать так рано утром, я и ложусь очень рано и к десяти вечера уже сплю. К работе отношусь без лишних иллюзий - не верю в приступы вдохновения и все такое. Меня вдохновляет сам фильм, а помогает не поэтическая муза, но накопленный опыт.
Помогает и моя жена, которая создает мне условия для работы, и мы отлично понимаем друг друга. А вдохновение - это выдумка романтиков, которые верят, что творческие идеи художнику диктует едва ли не сам Господь Бог. На самом деле все строится на моем жизненном опыте и на опыте, накопленном таким древним искусством, как музыка.
Здесь я реалист".
- Что из написанного Вами для кино вам нравится больше? И считаете ли Вы, что уже написали Вашу главную мелодию?
"Я не читаю будущее и не могу объективно оценивать то, что сделано в прошлом. А субъективно, сказать по чести, я доволен всеми моими работами. В каждый фильм вложено много труда, и я не мог бы назвать один или даже десяток картин, которые считаю лучшими.
Для меня они, как дети, - все хороши".